Дымовая кирпичная труба — инженерная система жизнеобеспечения зданий и сооружений, предназначенная для отведения продуктов сгорания от работающих теплогенерирующих аппаратов в атмосферу, посредством естественного или принудительного побуждения тяги, на безопасную высоту (удалённость) для людей и зданий. Промышленные дымовые трубы выполняются преимущественно вертикальными и цилиндрическими, могут достигать до нескольких сотен метров в высоту.
При эксплуатации дымовых труб на ОПО котельных и тепловых электростанций в период после 1 января 2021 г., так же как и иных зданий и сооружений на ОПО, необходимо проведение их экспертизы промышленной безопасности в случаях, установленных пунктом 5 ФНП ЭПБ-2020 № 420, во исполнение требований абзаца 14 пункта 1 статьи 9 и статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ.
1. Анализ имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной документации;
2. Наружный осмотр всех конструктивных элементов трубы;
3. Тепловизионное обследование железобетонной и кирпичной трубы (при необходимости);
4. Внутренний осмотр газоотводящего ствола или футеровки;
5. Осмотр межтрубного пространства труб типа «труба в трубе»;
6. Определение прочности и состояния материалов неразрушающими методами контроля, отбор образцов и проведение лабораторных испытаний (при необходимости);
7. Определение крена (искривления) и осадки трубы при отсутствии соответствующих измерений;
8. Исследование изменений характеристик грунтов основания и гидрогеологических условий при наличии недопустимого крена трубы;
9. Замеры температуро-влажностных, аэродинамических режимов и эксплуатационных параметров газовой среды в случае несоблюдения проектного режима эксплуатации и отсутствия данных по фактическому режиму (при необходимости);
10. Расчеты несущей способности ствола и конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений категории опасности «А»;
11. Установление причин повреждений;
12. Оформление заключения.
1. Детальное обследование технического состояния
а. Обследованию предшествуют осмотры наружной поверхности ствола трубы с ходовой лестницы, светофорных площадок, а также с подъемных приспособлений или конструкций рядом расположенных зданий и сооружений с использованием биноклей, видеокамер большой разрешающей способности и другой оптической техники. Визуальные наблюдения за состоянием элементов конструкций трубы с помощью оптических приборов должны предшествовать подъему людей.
б. При наружном обследовании ствола трубы выявляется состояние несущих конструкций: кирпичной кладки, бетона, плотность сцепления бетона с арматурой, наличие ее оголения и прогибов, наличие и ширина раскрытия вертикальных трещин, отслоения защитного слоя бетона, наличие и величина плохо уплотненных участков бетона, состояние конструкций, оценка степени коррозии металла, состояние антикоррозионных покрытий, целостность сварных швов, заклепочных и болтовых соединений, повреждений ходовых лестниц, состояние вантовых растяжек, узлов их крепления и другие дефекты, различаемые и оцениваемые визуально.
в. С целью получения своевременной информации о техническом состоянии дымовой железобетонной или кирпичной трубы в целом и имеющихся дефектах в ее конструкции в необходимых случаях (не реже одного раза в 5 лет) производится тепловизионное обследование.
2. Тепловизиционное обследование технического состояния
а. Обследование проводят при:
В ходе диагностики дымовой трубы при помощи тепловизора могут быть выявлены скрытые (внутренние) дефекты, которые невозможно определить традиционным способом обследования с подвесной оснастки, такие, как локальное отсутствие тепловой изоляции между стволом и футеровкой, места засоренности вентилируемого канала и др. Поэтому термографирование дымовой трубы целесообразно проводить как начальный этап.
3. Внутреннее обследование технического состояния
а. Внутреннее обследование футеровки и газоотводящих стволов труб проводится, как правило, при остановленных обслуживаемых агрегатах и отключенных от них труб. В случае невозможности по технологическим причинам или экономической нецелесообразности остановки технологических процессов, связанных с дымовой трубой, производится обследование футеровки без остановки обслуживаемых агрегатов с помощью тепловизионной техники или диагностического комплекса, включающего видеосканеры с системой термо- и аэростабилизации и подвижным механизмом. При остановке обслуживаемых агрегатов и отключении от них трубы внутреннее обследование проводится при помощи специально смонтированной оснастки. При этом в случае отсутствия признаков обвалов футеровки обследование допускается производить по схеме «снизу - вверх», в случае наличия обвалов - только по схеме «сверху - вниз».
При перемещении вниз нависшие участки футеровки отслоившейся штукатурки и золы сбрасываются внутрь трубы.При аварийном состоянии футеровки, при котором не имеется условий безопасного подъема в люльке, или при проведении обследования без остановки подключенных агрегатов осмотр футеровки может производиться с применением специальной аппаратуры для видеосъемки с дистанционным управлением.
Результаты обследований оформляются заключением, в котором приводится характеристика основных выявленных дефектов и повреждений конструктивных элементов трубы с указанием вероятных причин их образования, дается оценка технического состояния с указанием категории опасности выявленных дефектов, вида технического состояния трубы, вывод о возможности (или невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации.
В рекомендациях по дальнейшей эксплуатации трубы указываются возможные методы и способы ремонта, восстановления или усиления дефектных и поврежденных конструкций, а также определяется сроки их устранения в зависимости от категории опасности дефектов и повреждений.
К технической документации по результатам обследования прикладываются схемы дефектов, фото ствола трубы в целом или по участкам, иллюстрации наиболее опасных повреждений и дефектов конструкций. Основные положения заключения в части оценки несущей способности ствола трубы и несущих конструкций с учетом их повреждений и дефектов при необходимости обосновываются соответствующими расчетами.
В рекомендациях указывается необходимый срок следующего обследования трубы.
Технический отчет подписывается лицами, проводившими обследование и составлявшими отчет, и утверждается руководителем специализированной организации.