Техническое обследование подкрановых путей
Техническое обследование подкрановых путей – это обязательная плановая процедура, направленная на выявление изъянов в техническом состоянии и работе конструкций. Обследование выявляет соответствие фактической работы подкрановых путей прописанным в законодательстве нормам.
Почему нужно делать обследование подкрановых путей?
Подкрановые пути – это сооружение, которое располагается на площадке, где работают краны. Его главная функция – принимать на себя часть нагрузки и распределять её на грунт. Подкрановые пути необходимы для безопасной работы подъёмных сооружений. Поэтому очень важно периодически отслеживать износ и техническое состояние путей.
Виды подкрановых путей:
- Наземные – железобетонное основание для размещения подъёмного сооружения. Может содержать рельсы и другие дополнительные устройства;
- Надземные – крановые пути, располагающиеся на большой высоте. Используются для строительства зданий.
Виды технических обследований подкрановых путей:
- Полные – комплексное диагностирование подкрановых путей. Оборудование должно быть подвергнуто полному обследованию не реже, чем раз в три года. Однако во внимание берётся частота эксплуатации данного оборудования;
- Частичные – обследование отдельных частей в конструкции оборудования. Данный вид экспертизы подкрановых путей должен проходить не менее, чем раз в год;
- Плановые – повторные мероприятия, проходящие каждые три года;
- Внеплановые;
- Первичные;
- Экспертиза подкрановых путей во время эксплуатационного периода сооружений.
Когда нужно проводить техническое обследование подкрановых путей?
Время проведения обследований подкрановых путей устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от:
- Результатов прошлых комиссий;
- Частоты использования оборудования;
- Индивидуальных характеристик оборудования.
Однако встречаются случаи, когда техническое обследование подкрановых путей производится во внеплановом порядке. Это случается, если:
- Во время предыдущих проверок была выявлена неисправность;
- При чрезвычайных ситуациях – потопы, пожары, землетрясения и так далее;
- При аварийных ситуациях;
- Если были проведены некоторые изменения в технической конструкции оборудования;
- Если оборудование находится в консервации;
- При смене владельца;
- При страховании оборудования;
- Перед ремонтом или реконструкцией;
- Если был выписан документ от государственных органов РФ.
Условия проведения обследования подкрановых путей
Условия проведения обследования подкрановых путей прописываются в законодательстве Российской Федерации уполномоченными органами в сфере промышленной безопасности. Рекомендации и регламент проведения обследования подъёмных сооружений фиксируются через следующие документы:
- В положениях и нормах, прописанных законодательством в промышленной сфере;
- В государственных документах надзорных служб;
- При государственных ведомственных документах РФ – правилах, распорядительных методичках, рекомендациях;
- Через приказы Ростехнадзора.
Кто может проводить техническое обследование подкрановых путей?
Техническое обследование подкрановых путей должно проводиться специализированными компаниями. Деятельность данной компании должна быть сертифицирована и иметь лицензию на проведение подобных работ. Сотрудники компании обязаны иметь личный опыт проведения данных работ по промышленной безопасности, должны быть оттестированы государственными органами и иметь лицензию.
Основания для ведения обследования подкрановых сооружений
В первую очередь основаниями для проведения технического обследования выступают нормативные документы и предписания. Однако большое внимание уделяют и личным эксплуатационным характеристикам сооружения, а именно:
- Техпаспорт подъемного средства;
- Документы по проекту относительно устройства кранового пути;
- Акты ввода пути в рабочий режим;
- Итоги проведенных прежде освидетельствований;
- Итоги комплексного обследования, в случае проведения такового;
- Руководство по эксплуатации пути;
- Эксплуатационные материалы;
- Информация о техобслуживании крановых путей;
- Проектно-конструкторские документы, касающиеся подъемных средств, сооруженных на путях.
И другие сведения, которые можно найти в паспорте подъёмного сооружения.
На что направлено техническое обследование подкрановых сооружений
Главными объектами обследования являются основные элементы конструкции оборудования, а именно:
- Направляющие, по которым перемещается грузоподъемный механизм;
- Скрепления стыков;
- Компоненты системы, которые передают нагрузку на грунт, к ним относятся различные опорные элементы, балки, фундаменты и другие;
- Путевое оборудование: ограничители движения, ограждения, заземление и другие устройства.
- Элементы электропривода.
Этапы прохождения технического обследования подкрановых путей
Этапы прохождения обследования в основном зависят от его цели. То есть зачем проводится данная процедура. Для того, чтобы понять цель технического обследования, нам нужно ответить на некоторые вопросы, а именно:
- Насколько технический паспорт оборудования и вся документация подкрановых путей соответствует прописанным нормам и правилам? Степень конкретности и точности информация, представленная в документах на объект?
- Насколько хорошо функционируют отдельные составляющие оборудования?
После нахождения ответов на эти вопросы специалисты приступают к комплексному обследованию подкрановых систем.
- На первом этапе прохождения обследования изучаются документы;
- Затем переходят к изучению самой работы оборудования, его технических особенностям и эксплуатационным характеристикам;
- Изучается работа органов, ответственных за безопасное функционирование оборудования;
- Принимаются также во внимание обслуживающие работы.
Далее переходят к более частичному обследованию подкрановых путей. Частичному осмотру подвергаются следующие элементы системы:
- Направляющие. Производится их замер и оценка уровня износа;
- Опорные элементы;
- Путевое оборудование – тупики, ограничители и так далее;
- Электрическая система. Замеряется сопротивление;
- Более частично изучается соответствие фактического состояния оборудования тому, что прописано в документах;
- Изучается участок проведения работ с помощью геодезической съёмки;
- Выявляются всевозможные отклонения.
Итоги технического обследования подкрановых путей
И уже исходя из совокупности всех полученных данных, выявленных несоответствий, ошибок и изъянов составляется заключение по техническому обследованию подкрановых путей. В заключении прописываются выводы, расчёты и изменения, которые стоит произвести в ближайшее время. В заключении:
- Прописывается, на какие правовые основания опирается экспертная деятельность, данные об объекте экспертизы и о заказчике работ;
- Указываются цели и методы экспертной деятельности;
- Дается информация об изученных особенностях технических систем и комплексов, технологического оборудования, агрегатов, приборов, их составных частей и узлов;
- Излагаются результаты проведенной экспертизы и выводы, полученные по итогам экспертной деятельности;
- Предлагаются рекомендации относительно совершенствования методов повышения безопасного функционирования подкрановых путей;
- Создается декларация промышленной безопасности.
Выводы и заключения ориентируются на анализ и оценку информации в полном виде с соблюдением условий достоверности и оценки всех рисков. Также заключение содержит в себе краткое утверждение о том, что подкрановые пути соответствуют/не соответствуют требованиям производственной безопасности.