Подкрановые пути проходят периодическое техническое обследование. Это необходимо, поскольку площадки, на которых монтируются подъемные сооружения, испытывают большие нагрузки. Обследования предполагают выяснение соответствия подкрановых путей нормам законодательства, а также проверку технического состояния. Выявляется их способность выдерживать нагрузки кранового оборудования с точки зрения безопасности.
Подкрановый путь – это конструкция, которая воспринимает и передает нагрузки от подъемного сооружения на грунт. Его задача- обеспечение безопасного функционирования крана. По критерию конструктивных характеристик и грузоподъемности крана подкрановые пути делятся на наземные и надземные. Первый вариант в своем составе имеет два сооружения: нижнее и верхнее. заземляющее устройство, путевое оборудование.
Нижнее земное полотно содержит водоотводы, верхнее с балластным слоем, имеет крепления и стяжки. На последнем строятся рельсовые пути для передвижения подъемного средства.
Комплексное обследование проходит в те периоды времени, которые установлены для контроля за работой кранов.
Обследования проходят в двух вариантах: частичном или полном. Они могут проводятся в плановом порядке или как внеочередные проверочные мероприятия. Крановые и подкрановые пути проходят контроль как перед запуском в рабочий режим, так и в период эксплуатационного использования.
Повторные обследования после первичного или очередного проводятся каждые три года. Такая периодичность действует, если пути находятся в исправном состоянии. Комплексное повторное или внеочередное обследование подкрановых путей проходит по нормативам в случае:
Плановые обследования назначаются в зависимости от вида крановых и подкрановых путей. Основанием для назначения являются также уже проведенные контрольные процедуры. В документах по ним могут указываться сроки очередных проверок.
Законодательство и предписания соответствующих ведомств определяют регламенты и нормативы прохождения контрольных процедур. К ним относятся:
Обследование подкрановых путей требует экспертного подхода. Поручается специализированной компании, получившей лицензии и сертификаты на проведение таких работ. Она привлекает к работе профессионалов с большим опытом ведения обследований. Компания и специалисты, работающие в ней, аккредитованы в государственной системе сертификации.
Основание проведения обследования — нормы законов, нормативы, представленные распоряжениями, приказами соответствующих ведомств. Кроме того, для выявления технического состояния путей требуется анализ технологической и справочной документации. Проектные, исполнительные, эксплуатационные документы необходимы для работы. Среди них:
Основная информация присутствует в Техпаспорте оборудования. В него вносится информация о конструктивных характеристиках, ремонтных работах, обследованиях разного рода.
Основные блоки обследования соответствуют этапам проведения работ. Они планируются и составляются в соответствии с целями. Цели обследования предопределяют вопросы, на которые нужно получить ответы:
В ходе решения этих вопросов специалисты первоначально выясняют наличие различных видов эксплуатационных документов и анализируют, что в них содержится. После этого приступают к выяснению того, как организована работа подъемных средств и крановых путей. В рамках исследования проводится анализ оргструктуры подразделений, ответственных за их безопасную эксплуатацию. Оценивается уровень качества исполнения работ по техобслуживанию путей.
На следующем этапе проходит поэлементное исследование и изучение путей. Оно начинается с наружного осмотра, замеров направляющих, определения их износа. Параллельно исследуются элементы, передающие нагрузку от направляющих: опорные элементы, поддерживающие площадку. Выявляются скрытые проблемы, анализируется соответствие фактического состояния конструкций проектной документации. То же касается различного путевого оборудования: тупиков, ограничителей и других видов. Наружный осмотр и замеры электрического сопротивления позволяют определить характеристики безопасности. Измеряется отклонение крановых путей от значений, определяемых проектными показателями. Подключается геодезическая съемка. Выявляются предельные отклонения.
Вся совокупность сведений, полученных в результате проводимых исследований и измерений, подвергается анализу и расчетам. На их основе делаются выводы, которые представляются как итог работы специалистов.
Все собранные и проанализированные сведения заносятся в итоговый Акт проведенных работ. Одновременно создается Ведомость дефектов.
Оценка возможности работы путей соотносится с данными, зафиксированными в проектных, технических и технологических документах.
В Акте представляется список проведенных обследований и их результаты. Излагаются ответы на вопросы о соответствии документации нормативам.
Дается описание того, как работают различные элементы подкранового пути. Представляется оценка технического обслуживания системы. Описываются скрытые проблемы. Отдельно составляется ведомость дефектов. В ней перечисляются основные нарушения, проявленные в ходе исследований. Определяется их влияние на работоспособность путей.
Делается заключение относительно того, что подкрановые пути прошли контроль, находятся в пригодном для работы состоянии. Если техническое освидетельствование не пройдено, требуется составления специального Акта. В нем дается информация о выявленных по факту несоответствиях эксплуатационным нормам. Состояние путей определяется как неработоспособное.