Техническое обследование подкрановых путей


Техническое обследование подкрановых путей

Подкрановые пути проходят периодическое техническое обследование. Это необходимо, поскольку площадки, на которых монтируются подъемные сооружения, испытывают большие нагрузки. Обследования предполагают выяснение соответствия подкрановых путей нормам законодательства, а также проверку технического состояния. Выявляется их способность выдерживать нагрузки кранового оборудования с точки зрения безопасности.

Подкрановый путь – это конструкция, которая воспринимает и передает нагрузки от подъемного сооружения на грунт. Его задача- обеспечение безопасного функционирования крана. По критерию конструктивных характеристик и грузоподъемности крана подкрановые пути делятся на наземные и надземные. Первый вариант в своем составе имеет два сооружения: нижнее и верхнее. заземляющее устройство, путевое оборудование.

Нижнее земное полотно содержит водоотводы, верхнее с балластным слоем, имеет крепления и стяжки. На последнем строятся рельсовые пути для передвижения подъемного средства.

В каких случаях проводится техническое обследование подкрановых путей

Комплексное обследование проходит в те периоды времени, которые установлены для контроля за работой кранов.

Обследования проходят в двух вариантах: частичном или полном. Они могут проводятся в плановом порядке или как внеочередные проверочные мероприятия. Крановые и подкрановые пути проходят контроль как перед запуском в рабочий режим, так и в период эксплуатационного использования.

Повторные обследования после первичного или очередного проводятся каждые три года. Такая периодичность действует, если пути находятся в исправном состоянии. Комплексное повторное или внеочередное обследование подкрановых путей проходит по нормативам в случае:

  1. Обнаружения дефектов во время осмотров, периодических и внеочередных.
  2. Если произошла непредвиденная ситуация: пожар, стихийное бедствие.
  3. Если случилась аварийная ситуация.
  4. В условиях консервации производства или изменения технологических условий.
  5. Если поменялись владельцы или организация приняла решение о страховании.
  6. Для принятия решения о реконструкции или ремонте.
  7. Если есть предписание территориальных структур Госгортехнадзора РФ.

Плановые обследования назначаются в зависимости от вида крановых и подкрановых путей. Основанием для назначения являются также уже проведенные контрольные процедуры. В документах по ним могут указываться сроки очередных проверок.

Условия проведения обследования

Законодательство и предписания соответствующих ведомств определяют регламенты и нормативы прохождения контрольных процедур. К ним относятся:

  • законодательные нормы в сфере безопасности в производственном секторе;
  • распорядительные документы государственных надзорных служб;
  • положения, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ;
  • методические рекомендации Ростехнадзора и Госгортехнадзора о проведении обследований объектов, которые связаны с опасностью.

Обследование подкрановых путей требует экспертного подхода. Поручается специализированной компании, получившей лицензии и сертификаты на проведение таких работ. Она привлекает к работе профессионалов с большим опытом ведения обследований. Компания и специалисты, работающие в ней, аккредитованы в государственной системе сертификации.

Основания для ведения обследования

Основание проведения обследования — нормы законов, нормативы, представленные распоряжениями, приказами соответствующих ведомств. Кроме того, для выявления технического состояния путей требуется анализ технологической и справочной документации. Проектные, исполнительные, эксплуатационные документы необходимы для работы. Среди них:

  1. Техпаспорт подъемного средства.
  2. Документы по проекту относительно устройства кранового пути.
  3. Акты ввода пути в рабочий режим.
  4. Итоги проведенных прежде освидетельствований.
  5. Итоги комплексного обследования, в случае проведения такового.
  6. Руководство по эксплуатации пути.
  7. Эксплуатационные материалы.
  8. Информация о техобслуживании крановых путей.
  9. Проектно-конструкторские документы, касающиеся подъемных средств, сооруженных на путях.

Основная информация присутствует в Техпаспорте оборудования. В него вносится информация о конструктивных характеристиках, ремонтных работах, обследованиях разного рода.

Этапы прохождения обследования

Основные блоки обследования соответствуют этапам проведения работ. Они планируются и составляются в соответствии с целями. Цели обследования предопределяют вопросы, на которые нужно получить ответы:

  1. Как организована эксплуатация сооружения?
  2. В какой мере техническая и технологическая документация на объект обследования соответствует требованиям полноты, комплектности. Содержит ли она необходимые сведения?
  3. Как работают основные элементы системы:
  • направляющие, по которым перемещается грузоподъемный механизм;
  • скрепления стыков;
  • компоненты системы, которые передают нагрузку на грунт, к ним относятся различные опорные элементы, балки, фундаменты и другие;
  • путевое оборудование: ограничители движения, ограждения, заземление и другие устройства.
  • элементы электропривода.

В ходе решения этих вопросов специалисты первоначально выясняют наличие различных видов эксплуатационных документов и анализируют, что в них содержится. После этого приступают к выяснению того, как организована работа подъемных средств и крановых путей. В рамках исследования проводится анализ оргструктуры подразделений, ответственных за их безопасную эксплуатацию. Оценивается уровень качества исполнения работ по техобслуживанию путей.

На следующем этапе проходит поэлементное исследование и изучение путей. Оно начинается с наружного осмотра, замеров направляющих, определения их износа. Параллельно исследуются элементы, передающие нагрузку от направляющих: опорные элементы, поддерживающие площадку. Выявляются скрытые проблемы, анализируется соответствие фактического состояния конструкций проектной документации. То же касается различного путевого оборудования: тупиков, ограничителей и других видов. Наружный осмотр и замеры электрического сопротивления позволяют определить характеристики безопасности. Измеряется отклонение крановых путей от значений, определяемых проектными показателями. Подключается геодезическая съемка. Выявляются предельные отклонения.

Вся совокупность сведений, полученных в результате проводимых исследований и измерений, подвергается анализу и расчетам. На их основе делаются выводы, которые представляются как итог работы специалистов.

Итог прохождения обследования

Все собранные и проанализированные сведения заносятся в итоговый Акт проведенных работ. Одновременно создается Ведомость дефектов.

Оценка возможности работы путей соотносится с данными, зафиксированными в проектных, технических и технологических документах.

В Акте представляется список проведенных обследований и их результаты. Излагаются ответы на вопросы о соответствии документации нормативам.

Дается описание того, как работают различные элементы подкранового пути. Представляется оценка технического обслуживания системы. Описываются скрытые проблемы. Отдельно составляется ведомость дефектов. В ней перечисляются основные нарушения, проявленные в ходе исследований. Определяется их влияние на работоспособность путей.

Делается заключение относительно того, что подкрановые пути прошли контроль, находятся в пригодном для работы состоянии. Если техническое освидетельствование не пройдено, требуется составления специального Акта. В нем дается информация о выявленных по факту несоответствиях эксплуатационным нормам. Состояние путей определяется как неработоспособное.